Мужская одежда египтянОсновные черты мужской одежды  Древнего Египта в принципе  прослеживаются на протяжении всех трех периодов истории Древнего царства (3000-2400 гг. до н. э.), Среднего царства (2400-1710 гг. до н. э.), Нового царства (1580-1090 гг. до н. э.).  О типах одеяний разных слоев населения можно судить по фресковым живописям храмов и гробниц, по фигуркам из камня и терракоты. Прежде всего стоит сказать несколько слов о культуре развитого ткачества, которое  определило типы одеяний жителей страны на Ниле.

 

Египетские ткани из льна и хлопка
Египетское земледелие дало возможность жителям страны -- житницы античного мира -- получать легкие и прочные ткани из льна и хлопка. Выращивать эти культуры египтяне научились за много тысяч лет до  расцвета культур Греции и Рима.
 Мастерство египетских ткачей за столетия упорного труда достигло недосягаемой высоты.  В гробницах  Долины царей археологи находят фрагменты древних тканей, очень прочных, служивших эталоном качества в античном мире. На квадратный сантиметр такого полотна  египетские ткачи прокладывали не менее 84 основных и 60 уточных нитей. Лучшие сорта тканей  были полупрозрачными, настолько легкими, что накидки и рубахи  можно было пропускать  через кольцо. Впечатляет цифра -- сверток в 300 метров ткани весил чуть более одного грамма. Пять слоев одеяния из тончайшего египетского льна  не скрывали тела человека.
Фактура тканей поражала воображение. ткали на льне узоры, расшивали полотно нитями, в том числе золотыми и серебряными, нанизывая на нити бисер и бусинки из кораллов. Из-за жаркой погоды почитался белый цвет одежд, отталкивавший солнечные лучи. Ткачи Мемфиса, Фив и других городов получали также  ткани кремовые, желтоватые, серые, синеватые, голубые. На цветных фонах использовали узоры коричневых, желто-охренных и зеленоватых оттенков, краски были растительного происхождения. Черный цвет ткани был достаточно редок. Это не был цвет траурного одеяния.
 Из орнаментов тканей самыми популярными оказывались полосы, треугольники, зигзаги. Популярный орнаментальный мотив -- листья нильского лотоса, а также растений, которые можно было отыскать на берегах великой реки. На одеждах жрецов и знатных придворных чинов размещались символы святости и принадлежности к господствующему сословию -- жуки-скарабеи, змеи, бичи и жезлы, птицы с раскрытыми крыльями.
Кожа и мех носились египтянами в самые древние столетия. Позднее эти материалы для одеяний   в основном  применяла каста жрецов, которые  изготавливали из буйволовой кожи передники и накидки для ритуальных одежд.

 Одежда мужчин в Египте

Орнаменты тканей в Древнем Египте

 

Повязки

Виды набедренных повязок в Египте времен фараонов

 


Набедренные повязки и передники, рубахи
Первоначально, в самую древнюю пору, египтяне не знали тканых материалов. Простейшей одеждой для земледельцев и скотоводов служила повязка из стеблей нильского тростника. Пластинки собирали в пучок и подвешивали к поясу на бедрах.  Такую примитивную одежду носили и местные  племенные вожди, которые впоследствии превратились в царей -- фараонов.
Возможно, отсюда  берет начало традиционный силуэт египетской одежды, украшенный драпировками. Набедренные повязки меняли свою форму на протяжении столетий, виды повязок исчисляются если не десятками, то сотнями. В каждой местности по-своему драпировали ткани,  собирая  материю в ниспадающие складки спереди.
Набедренную повязку в Египте называли схенти. Тонкий ремешок украшался узелками и накладками даже у простых  мужчин,  не говоря уже про знать. Пояс спереди завязывали на узел в самом центре талии.  К схенти полагался особенно на праздниках  передник треугольной формы, а  иногда и овальной. Повязки были характерны для ношения в эпоху Древнего Царства.
Во времена Среднего Царства в быт входят накидки и рубахи. Знатные мужчины могли носить несколько рубах, набрасывая на плечи плащ из тонкой льняной ткани. Одеяния расширяли свой объем книзу,  силуэт получался пирамидальный,  складки обильные и мелкие, популярны плиссировки.  Носили сразу три и четыре схенти, наматывая ткань слоями на бедра.
Надевали схенти так -- сначала полосу ткани прикладывали к животу, пропускали ткань между ногами, сворачивали по талии, стягивали все пояском. Для молодых воинов или рабочих характерны короткие схенти. Старые египтяне предпочитали длинные повязки.
 В столетия Нового Царства экономические связи Египта с  другими областями античного мира разрастаются и укрепляются. Египетские торговцы проникают в Сирию, Вавилон, торгуют с Африкой. Из покоренной армией фараона Сирии приходит  мода на покрывала и накидки, на ношение длинного прямоугольного полотнища (нарамника), которое складывалось вдвое, а затем сшивалась по бокам. Для головы прорезалось в середине отверстие. Нарамник обвязывался через плечо  синдоном --  шарфом, который потом обертывали вокруг бедер и связывали  узлом спереди.
Знать -- жрецы, чиновники, командиры войск -- носили такие полотнища с расшивкой золотом, драгоценными  бисерными нитями. Атрибутом  власти и силы  в мужском костюме влиятельных людей были шкуры тигра, леопарда, льва, которые носили на перевязи, прикрывая плечо. Обязательный элемент знатного одеяния -- нагрудник, собранный из полосок золоченой кожи или нитей бисера.
Египетский калазирис  представлял собой рубаху почти до пят, плиссированную юбку и тонкое покрывало.   
В эллинистический период одежда египтян, жителей Александрии и прибрежных селений, мало чем отличается от  костюмов греков, македонцев, римлян. мужчины носят туники из местного льна и хлопка, плащи из шерсти для путешествий, накидки для защиты от палящего солнца. 

Египтяне

Одежда египетских мужчин

 


 Ювелирные мужские украшения Египта
Обереги, амулеты и ладанки, связанные с культами богов, для мужчин Древнего Царства были не данью моде, а символом верности божественным силам. Египтяне верили в магию украшений. И магические подвески, как казалось жителям селений на берегах Нила, даровали  покой и счастье. Впоследствии вера в богов стала не столь трепетной. но страсть к украшениям у египтян осталась.
Простые строители пирамид, пахари, скотоводы изготавливали бусы и ожерелья из обожженной на солнце глины, из морской гальки. Для знати предназначалось золото -- металл Солнца, великого Божества, культ которого пытался ввести в стране фараон Эхнатон. Солнечный диск в ювелирном искусстве Египта символизировало нашейное украшение, которое дополнялось массивными браслетами из золота на руках и ногах. В ходу были драгоценные сверкающие диадемы, пояса с накладками из кораллов и лазурита, бирюзы. Считалось, что бирюза обладает защитными свойствами, охраняя человека от темных сил.
Египтяне любили чистые камни с ярким и насыщенным цветом. Фавориты среди ювелиров Египта:

  • --сердолик
  • --лазурит,
  • -- сардоникс,
  • -- малахит,
  • -- бирюза

Египетское искусство и культура не имела представления о ценности спфиров, алмазов, изумрудов и рубинов.
Самые популярные и могущественные амулеты ( по мнению египтян):

  • -- Символ Солнца -- "глаз Гора"
  • -- Крест с петлей: знак возрождения  и вечной жизни -- "анх"
  • -- Символ загробного мира и воскрешения из мертвых -- жук-скарабей.

 В государственной системе египетских царств украшения выполняли еще и роль наград. Тяжелые, весом в килограмм и более, украшения из золота свидетельствовали о высоком ранге вельможи, о его крупных заслугах перед царем.  

 

Вельможа

 

Египетский вельможа

 


Головные уборы и обувь египтян
Долгое время находиться на открытом воздухе без головного убора в Египте было чревато перегревом , солнечным ударом. Потому так популярны и в простом народе, и  у знати были накладки на голову. Египетские мужчины  имели моду брить головы наголо. Парики изготавливались из шерсти овец, из пучков льна, сухой  плетеной травы,  расщепленного тростника. Среди чиновников и придворных  нередки были парики  с трубчатыми локонами, с многочисленными косичками, длинные, шерстяные.
Платки (клафт) являлись предметом для разных слоев населения. Носили платки, завязывая сзади и оставляя уши открытыми. Для рабочей поры предназначались круглые маленькие шапочки на затылок и косынки из льна.
Для царей существовала разновидность клафта - платок немес, полосатый, ткань расшивалась лазурью и золотом. Этот платок, как и  накладная борода, знаменовал принадлежность к царскому дому.
Ноги, если требовалось, обертывали лыком или листами растений, пучками травы. Простолюдины обычно вообще обходились без обуви. Но знать пользовалась сандалиями, внешний вид которых сохранился на папирусах и наскальных фресках, рельефах. Обувь знати была очень простой -- кожаная подошва с парой ремешков, никаких задников.  Дорогая обувь могла украшаться тиснением по коже -- сцены охоты или войны.
Вообще, египтяне обувь, если она у них имелась, очень берегли. Даже придворные или состоятельные купцы старались нести в руках свои дорогие сандалии, надевая их только во время торжеств.


Источники:
Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. Т.1. М.,1993.
Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
А.Блейз. История в костюмах. М.. 2002 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

@Mail.ru