Музыканты Великой армииКаждый пехотный полк армии Наполеона содержал в своем штате музыкантов. При гвардейских полках существовали специальные оркестры, которые воодушевляли солдат в сражениях и на марше.

Полковых музыкантов дополняли ротные барабанщики. В легкой пехоты дополнительно имелись еще и горнисты, подававшие сигналы с помощью рожков установленного образца.


Каждый командир полка считал своим долгом заботится о том, чтобы мундиры музыкантов отличались особенным великолепием.

До введения в армии так называемой зеленой императорской ливреи (положенной регламентом после 1812 года, реформа Бардена) полковые и ротные музыканты в разных полках не имели единой формы.

Это можно проследить на примере ротных музыкантов 48-го линейного полка французской армии.
Достаточно полно описал мундиры указанного полка в своей статье Павел Алехин. Для описания он использовал реальные образцы из собрания русских музеев, в частности, московского Исторического музея.


Немного о 48-м линейном. Полк входил в состав первого корпуса маршала Даву (2-я дивизия генерала Фриана). В нем было пять батальонов -- всего 3500 солдат и 96 офицеров. До русской кампании 48-й полк сражался под Аустерлицем, в Польской войне 1807 года, при Ваграме в 1809 году.

После страшного отступления зимой 1812 года обратно во Францию добрались только 45 солдат и 2 офицера. Остальные погибли в России.

Барабанщики
Музыканты 48-го линейного полка. Рисунок П.Алехина

 



Впервые барабанщики появились во французской пехоте в 1480 г. в подражание швейцарцам, которые к тому времени маршировали под барабан уже 36 лет. Роль этих музыкантов в повседневном быту полка трудно переоценить. Вся жизнь пехотного солдата проходила под звук барабана и рожка. Эти музыкальные инструменты должны были заменить команды офицеров на биваке и в походе, на параде и в бою. Подъём и отбой, сбор и время приёма пиши, темп шага и отступление — всё озвучивалось специальными барабанными боями. Барабанщики были вооружены только полусаблями, корнеты ещё и драгунскими мушкетами со штыками. В бою им зачастую приходилось не только защищать свою жизнь, но и смело идти на врага с оружием в руках. Известны примеры как героического поведения музыкантов в бою, так и их склонность к пьянству, азартным играм, дебоширству и дуэлям.


Каждый барабанщик должен был уметь исполнять, а каждый солдат и офицер знать и различать множество барабанных боев: подъём; марш (темп 60 шагов в минуту); выступление в поход; сбор: атака; ускоренный марш (шаг атаки, темп 120 шагов в минуту): отступление: марш хромых (специальный, шутливым марш для ободрения отставших солдат, игрался на ободьях барабана, имитируя стук деревянной ноги); чтение приказа; построение; наведение порядка; разойдись; рассредоточение; под знамя; на работу; общая тревога; внимание (непрерывная дробь); вольный шаг и другие.
Парадное построение полка предполагало наличие всех ротных музыкантов в голове колонны. Они строились рядами сразу за полковыми сапёрами. Количество рядов зависело от количества батальонов, из которых выделялись музыканты. Впереди музыкантов шёл тамбурмажор, справа от первого ряда — тамбур-мэтр.
В походе барабанщики отбивали шаг в голове и в хвосте колонны. Это позволяло слышать барабан всем солдатам. В бою барабанщики находились за линией батальонов.

Военный мундир


Военный мундир музыкантов роты отличался расшивкой галуном и крыльцами на плечах. Яркие мундиры (иногда в цвет воротников полка) давали офицерам возможность заметить в бою своих сигнальщиков. К 1809 году в армии Наполеона военный мундир барабанщиков и прочих музыкантов дополняется разнообразными головными уборами -- шляпами с пышными перьями, уланскими шапками, меховыми гусарскими шапками.
Шерстяные и металлические галуны не подлежат регламентации. Что удавалось добыть, то и шло в полковых швальнях в дело.
Мундиры 48-го полка из московского исторического музея, вероятно, попали к русским из обозов Великой армии, утраченных на Березине. Мундиры барабанщиков фузилёрных рот украшены деталями из красного сукна, а мундиры корнетов вольтижёрских рот — деталями из светло- жёлтого Сукна. Мундиры музыкантов гренадерских рот отсутствуют. Не исключено, что эти мундиры отличались от одежды барабанщиков фузилёров только традиционными красными эполетами, пылающими гренадами на отворотах фалд.
Мундир фрачного покроя музыканта-фузилера пошит из толстого тёмно-синего сукна. Модный крой эпохи предполагал наличие двух длинных фалд, из которых левая несколько перекрывала правую. Как дань моде XVIII века, в швах фалд закладывались небольшие складки. Воротник, лацканы, обшлага, крыльца, подкладка фалд и отвороты фалд — красные. Такого же цвета и суконная выпушка, украшающая по краям воротник, обшлага, лацканы и крыльца, ею оформлены разрезы на рукавах над обшлагами, края отворотов фалд и вертикальные клапаны ложных карманов. В тот период клапаны были не накладными, а имитировались выпушкой, которая выкладывались на фалдах по форме клапанов. Кроме того, шов, крепивший раньше накладные клапаны к фалдам мундира, теперь тоже имитировался. Узкий лиф, а также форма широких лацканов и длинных фалд повторяет модный крой гвардейских мундиров периода 1810-1812 гг.
Принадлежность к фузилёрной роте определяется наличием фигурных асимметричных погон и звёзд на отворотах фалд. Погоны сделаны из двух слоёв мундирного сукна и украшены красной суконной выпушкой. Форма погон, гак называемая "гусиная лапка", сохранилась ещё е периода Старого порядка, но если в первые годы Империи такие погоны пристёгивались у воротника, то к 1810 г. мода изменилась, и они стали вшиваться в шов горловины мундира и пристёгиваться у проймы. Этот стиль был закреплён регламентом 1812 г. В данном случае погоны смещены на спинку, что характерно для модного силуэта XVIII века. Изображения пятиконечных звёзд были традиционными для рот центра (фузилёрных рот) и помещались не только на отворотах фалд, но и на розетках подбородочной чешуи киверов, в рассматриваемом мундире они вырезаны из тёмно-синего сукна.
Мундир богато отделан цветным галуном разной ширины. Галун соткан из бирюзовых шерстяных нитей, основа его - из льняных ни гей. Геометрический узор выполнен красной шерстью. Стоит отметить, что бирюзовый цвет оригинала выцвел до светло-серого и воспринимается как грязно-белый.

Мундиры

Мундир музыканта вольтижеров и музыканта фузилеров.


Из галуна шириной 12 мм выложены двойные петлицы на лацканах мундира (по 7 на каждом) и в углах клапанов ложных карманов на фалдах (по 3 на каждом). Три такие же петлицы располагаются под левым лацканом на месте, где раньше делали петли, чтобы застёгивать мундир, и которые были отменены ещё 1 апреля 1791 г. Галун шириной 25 мм идёт по краю воротника, лацканов, обшлагов, крылец и клапанов ложных карманов на фалдах. Кроме этого, из широкого галуна выложены шевроны на рукавах (но 6 на каждом) и отделка лифа. Правда, к 1810-м годам нашивать на рукава шевроны в виде перевернутой буквы V было уже немодно, но, несмотря на это, регламент 1812 г., официально ввёл это украшение. На лифе галун выкладывался в виде буквы М. Следует заметить, что все мундиры из коллекции ГИМа изготовлены разных размеров. Это отразилось и на пропорциях декоративных деталей. Так например, в соответствии с ростом музыкантов на некоторых мундирах лацканы сделаны уменьшенными, и петлицы из двойного галуна нашиты не с промежутками, а вплотную друг к другу.

 

Мундир фузелерного музыканта


Мундир украшают латунные пуговицы с рельефным изображением номера полка в венке. Пуговицы диаметром 16,5 мм размещались по одной у проймы каждого рукава, служившие для пристёгивания погон.
14 пуговиц крепились на лацканах (по 7 на каждом), по одной пришивались над обшлагами и по одной на обшлагах. При застёгнутых обшлагах пуговицы на них были почти не видны, так как прикрывались галуном, который для удобства около пуговиц не закреплялся. Большие пуговицы (22 мм) нашивались под правым лацканом (три штуки), две на лифе и по краям клапанов ложных карманов на фалдах.
Рукава и спинка подбиты небелёным льняным полотном, фалды, их отвороты и полочки — красной шерстяной саржей. Такой же саржей подшиты обшлага с изнанки, но только со стороны петель. В подкладке фалд сделаны горизонтальные карманы, внутренняя часть которых выполнена из тонкого льняного полотна. Высокий воротник снабжён четырьмя парами металлических крючков и петель, а лацканы застёгиваются при помощи пяти пар таких же крючков и петель. Верхний край каждого лацкана закреплён строчкой длиной 50 мм. которая начинается под воротником, у верхнего крючка (или петли) лацкана, и прокладывается насквозь по шву горловины, такая же строчка проходит и по нижней стороне каждого лацкана, что предотвращает их отгибание. Кроме того, лацканы невозможно отстегнуть, так как их пуговицы пришиты через лацкан, непосредственно к сукну мундира, петли для пуговиц не прорезаны.


Мундир корнета вольтижёрской роты

Мундир пошит из толстого тёмно-синего сукна. Цвет суконного воротника, лацканов, обшлагов и крылец — светло-жёлтый. Подкладка фалд и их отвороты из красной саржи. Воротник, обшлага, лацканы и крыльца по краям украшены суконной выпушкой светло-жёлтого цвета. Разрезы на рукавах над обшлагами, края отворотов фалд и вертикальные клапаны ложных карманов оформлены красной суконной выпушкой. Принадлежность к роте вольтижёров определяется светло-жёлтым цветом деталей, наличием зелёных контр-погончиков и изображений охотничьих рожков на отворотах фалд. К сожалению, шерстяные эполеты на музейном образце этого военного мундира не сохранились, но, скорее всего, они были стандартными — с зелёным полем и бахромой и жёлтыми валиками. Украшения фалд этого мундира вырезаны из зелёного сукна. Пуговицы, отделка галуном и прочие аналогичные детали соответствуют описанным выше на образце мундира барабанщика фузилёрной роты.
Мундир корнета украшен деталями из светло-жёлтого сукна. Принадлежность к вольтижёрской роте определяется зелёными контр-погончиками для эполет и зелёными изображениями охотничьих рожков на отворотах фалд.

Источники:

  • П.Алехин. Ротные музыканты 48-го линейного полка
  • Philip Haythornthwaite. Napoleon's Line Infantry (Men-at-Arms 141)

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

@Mail.ru