Традиционная одеждаСтаринная одежда из ткани белого цвета очевидно является пережитком того периода, когда она шилась из неокрашенных домотканых материй (шерстяных или из растительного волокна. Народы среднеазиатского региона прошли через ту стадию развития одежды, которая, например, у народов Поволжья задержалась вплоть до XX в.


Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана начала XX в., при индивидуальных особенностях ее у каждого народа, имеет и много общих черт. И более всего объединяет ее общий, сложившийся способ кроя, всех народов этого региона вплоть до XX в. в наплечной одежде. Преобладал так называемый туникообразный покрой.
У всех народов этой территории были халаты из ткани в полоску (правда, цветовая гамма  каждого народа была достаточно индивидуальна). Широко бытовали элементы костюма из белой ткани: у всех народов в составе традиционного костюма имеется туникообразная мужская рубаха из белого домотканого материала; саван повсеместно здесь изготовлялся также из белой ткани.
Общие черты в одежде народов Средней Азии и Казахстана обнаруживаются и в способах ее украшения. Так, в далеком прошлом на одежду из белой или окрашенной домотканины полотняного переплетения наносилась вышивка крестом (наиболее ранняя техника вышивки по таким тканям). Такое украшение одежды встречаем практически у всех народов региона. К XX в. вышивка крестом на одежде была вытеснена другими тинами вышивок, сохранившись лишь на мелких предметах быта (чойхалта, поясах).   
Другой распространенный и давний способ украшения одежды, сохраняющийся доныне, — это нашивные металлические бляшки, обычно серебряные.   
В XX в. почти повсеместно стала употребляться художественная машинная строчка цветными, контрастными с фоном ткани, нитками.  Костюм народов региона характеризуется общим направлением развития, общей историей. Этот вопрос будет подробнее рассматриваться ниже.  Процесс изменения функций отдельных видов верхней наплечной одежды, превращение их в головные накидки продолжался и в последующие века и зафиксирован этнографами у разных народов (туркмен, узбеков).
Об общности путей развития одежды народов региона говорит и интенсивное вхождение в быт, особенно с конца XIX в., выкройной одежды (так для краткости мы будем называть одежду со округленной проймой рукава и разрезным плечом, выкройной спинкой и полами). Прежде всех этот крой восприняли казахи и киргизы, больше и раньше других соприкасавшиеся с народами Европейской России, у которых он давно преобладал. Затем он распространился и у других народов Средней Азии, в первую очередь через новый вид одежды кам (камзул, кемзал, кемсаль, кемзор и др.), который постепенно вошел  в комплекс мужской одежды у всех народов региона

Рубаха азиатов

Легкий среднеазиатский халат.


С распространением красителей синий цвет оттеснил на время излюбленные цвета   у некоторых народов.  К XX в. туникообразный покрой со времени своего зарождения пережил значительные изменения, сохранив основной принцип, заключающийся в том, что стан одежды состоит из сложенного пополам по долевой нитке куска ткани, в результате чего швов на плечах не бывает. На сгибе делается отверстие для головы. Поперечные (иногда и долевые) части пришиваются к стану под прямым углом, обычно по кромке. 

Распашная плечевая одежда, кроившаяся по тому же принципу, что и нераспашная, кроме скошенных рукавов и боковин, приобрела клинья к полам, расширяющие их и увеличивающие запах, воротник пришивался уже к скошенному вырезу ворота. В то же время в конце XIX — начале XX в. встречалась туникообразная одежда, у которой боковины и рукава могли иметь одну ширину по всей их длине, т. е. кроились без скашивания ткани, распашная одежд не всегда характеризовалась дополнительными клиньями на полах, не все халаты были с воротниками. 
К архаическим чертам туникообразного кроя у среднеазиатских народов можно отнести равенство передней части и спинки рубахи  и халата, исключая пришивные клинья к полам, накладывающиеся одна на одну. К архаизмам в костюме среднеазиатских народов относится и однотипность многих форм мужской и женской одежды.
РубахаТуникообразный покрой очень древний и самый несложный. Его изобретение. видимо, связано с изготовлением тканей полотняного переплетения. Известен он по традиционному костюму многих народов, живущих на огромном пространстве Азиатского материка от Тихого океана до Средиземного моря. Исследователями отмечены, при наличии принципиального сходства (в основе перекинутые через плечи полотнища), некоторые различия в туникообразной одежде, устойчиво сохраняющиеся в определенных регионах.
Можно предположить, что следующим этапом в развитии одежды туникообразного покроя было появление у нее так называемых боковин, пришиваемых к стану ниже рукавов, которые оказываются как бы входящими в платья.
Дальнейшее развитие одежды туникообразного покроя связано с приемом скашивания ткани при крое, с появлением диагональных срезов на рукавах, боковинах.   
В Средней Азии дальнейшее усложнение туникообразной одежды шло за счет между станом и боковинами; у некоторых народов боковины составлялись из нискольких расклешенных полос, усложнилось оформление ворота и т. д. Следует заметить, что в разных регионах были свои особенности туникообразного покроя, особенно на поздних этапах: в частности, у восточных славян при крое рукавов появились так называемые по- лики, сначала прямые, затем косые; в Сибири у хантов и манси отмечаются вставные клинья между станом и боковинами только на спинке рубахи- платья в нижней его части.
Все варианты оформления ворота пришивным воротником, очевидно, поздние, Наиболее простая форма воротника прямая узкая полоска ткани, пришиваемая к круглому вырезу ворота то, что мы называем "стойка". Это касается и верхней плечевой одежды. Первоначально у распашной одежды также не было воротника. Полы были совершенно прямыми. Такие халаты, как упоминалось, сохранились в таджикском традиционном костюме.
Позднее в оформлении ворота появились скосы, на каждой поле стали делать срезы у шеи. Безворотниковые халаты с удлиненным треугольным выемом на груди сохранились и в мужском (у туркмен) и особенно в женском традиционном костюме (у каракалпаков, туркмен, дештикинчакских узбеков). На следующем этапе появился воротник, пришивавшийся по косой линии ворота. Сам воротник бывал из прямой или косой ткани, по форме либо в виде прямой полосы со скосами на концах, либо разной ширины шалевидный. Халаты с воротниками есть у всех народов региона.

 

Костюм Средней Азии

Среднеазиатская рубаха


По имеющимся источникам мы не можем определить время распространения в Средней Азии туникообразной одежды без скосов и появление этого приема в крое, тем паче более ранних вариантов этого кроя. В XX в. прямые рукава или прямые боковины, прямые полы — все это примеры либо реликтовых остаточных форм в туникообразном покрое, либо возрождения старых традиций кроя.
Важно отметить, что усложненные варианты кроя со скашиванием ткани существовали, видимо, с очень давних пор. Об этом свидетельствуют образцы гуннских планов из ноинулинских курганов. В одном из  курганов были обнаружены двое мужских штанов (одни из грубой шерстяной ткани темно-пурпурного цвета, другие из тонкой шелковой материи песочного цвета) одинакового покроя, с широким шагом благодаря квадратной или ромбовидной вставке между штанинами, вшитой на значительном расстоянии от пояса. Внизу штанины на сборке, что затрудняет установить их покрой, они обшиты полоской ткани.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

@Mail.ru