ЧалмаШироко распространенная в Средней Азии чалма не являлась специфически местным головным убором. Ее носили мусульмане (и не только они) по всему Востоку от Египта до Индии. Этот головной убор известен с глубокой древности. Наиболее древнее свидетельство о чалме в Средней Азии относится к кушанской эпохе и связывается с областью Согда и другими древнеземледельческими оазисами, в том числе и Хорезмом, их ираноязычным населением и с костюмом женщины-матери. И в XIX— начале XX в. такой убор в женском комплексе носили только женщины-матери. Первое повязывание чалмы осуществлялось после рождения ребенка и сопровождаюсь обрядовыми действиями.


Сходство чалмообразного головного убора женских терракот Хорезма и Северной Индии родило мнение, что в Средней Азии он появился под индийским влиянием. Это подтверждают, по мнению В. А. Мешкерис, исследовавшей кушанские чалмообразные головные уборы Согда, предметы искусства кушанского времени.
Если в позднеантичное время в кушанских терракотах и настенной живописи ( Хорезм, Гопрак-кала, «комплекс гарема») чалмообразный головной убор широко представлен в женском костюме, то в раннесредневековых памятниках искусства Средней Азии, в частности в настенной живописи, его практически нет. Среди сотен человеческих изображений на росписях отмечены единичные случаи головного убора
Позднее чалма представляет собой почетный головной убор мужчины. Известно из письменных источников, как  Султан Махмуд жаловал знаменитому хорезмийскому ученому   Бируни коня в золотой сбруе, царский халат и парчовую чалму, тысячу динаров, гуляма и невольницу. Мансур ибн Нух ибн Наср из рода Саманидов в благодарность за чудесное исцеление дарит известному врачу и философу Мухаммеду ибн Закарийа Рази также коня со всем снаряжением, верхнее платье, чалму, гуляма и невольницу. В «Собрании редкостей» царская парчовая чалма (дастар-и касаб) упоминается в составе почетных даров. В «огромной сигзийской чалме» предстает при Чаганианском дворе поэт Фаррухи.

 

Чалма

Виды традиционной чалмы


 «Собрание редкостей» Низами Арузи Самарканди дает основания заключить, что чалма была и в составе головного убора низших социальных слоев населения (в данном случае — носильщика). О длине развернутой чалмы можно судить по деталям лечебной процедуры, примененной врачом Лжуджани (конец X в.) к носильщику, страдавшему головными болями. Один конец чалмы носильщика был затянут на его шее, другой находился в руках ездока, который по приказу врача долго гонял носильщика по степи .
Чалма или тюрбан был обязательным в составе головного замужней женщины у казахов, киргизов, каракалпаков, разных групп узбеков и туркмен. Мужчины этих народов пользовались чалмообразной повязкой, но у них она не была основным головным убором, перенята от таджиков, узбеков-сартов, арабов, белуджей, цыган-люли.
У тюркских народов носило чалму преимущественно духовенство (исключением в этом являются туркмены-эрсари). Словом, чалма закрепилась на тюркской периферии. Причем как в мужском костюме, так и в женском. У населения земледельческих оазисов она навечно закрепилась только в мужском костюме. Чалма на территории Средней Азии перемещалась из женского  в мужской костюм и обратно и между разными группами народов, но в целом они известна повсеместно.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

@Mail.ru